19:47 Знание патобиографии творца нам поможет? | |
Знание патобиографии творца нам поможет? Некоторые факты патобиографии музыкантов рождают у слушателя немало разнообразных ассоциаций и позволяют услышать облеченные в музыкальные образы меланхолическое настроение, болезненные стоны, подавленность, предчувствие смерти и различные галлюцинации с дикими фантазиями. Более того, услышанная музыка позволяет представить... в каком состоянии здоровья находился музыкант, создавший эту музыку. Слушателю станет более понятной и объяснимой нескончаемая, скорбная печаль финала Шестой симфонии П.И. Чайковского, если он узнает о том, в какую тяжелую депрессию впал и без того психически лабильный композитор, особенно после прекращения его долгой «эпистолярной связи» с Н.Ф. фон Мекк. Сам Чайковский писал своему племяннику Бобу, что программа этой симфонии отражает его собственное существование и состояние. Кернер считал, что настойчивая и в то же время завораживающая стереотипия в знаменитом «Болеро» Мориса Равеля могла стать отражением церебрального атрофического заболевания, которым страдал композитор. Герберт фон Караян указывал на связь психического заболевания Роберта Шумана с одной постоянно возвращающейся музыкальной фразой в Четвертой симфонии. Эксцентричная музыка А.Н. Скрябина в его «Поэме экстаза» воспринимается с трудом, если не знать о специфическом развитии личности композитора с его устремлением в мистические тайны. Конечно, подобные ассоциации чаще всего становятся плодом воображения слушателя, а не отражением реальных взаимосвязей состояния здоровья композитора и создаваемой им музыки. Тем не менее эти краткие данные показывают, какие широкие перспективы историко-музыкального и психологического анализа открываются для медиков, интересующихся интерпретацией музыкальных произведений через болезни композиторов. Знание характера душевных и телесных болезней композиторов помогает глубже понимать их произведения. | |
|
Всего комментариев: 0 | |